Районный центр оценки качества образования
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. Определение PISA: читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность учащихся: — распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; — формулировать эти проблемы на языке математики; — решать эти проблемы, используя математические факты и методы; — анализировать использованные методы решения; -интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; — формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Они включают: — заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития — управление поведением — открытость к новому — эмоциональное восприятие нового.
Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
Нормативные документы 2024-2025 учебный год
Приказ от 11.10.2024 №1/2-68 ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга «О назначении ответственных и утверждении Плана тренировочных мероприятий по Функциональной грамотности»
План проведения тренировочных мероприятий по Функциональной грамотности в ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга
Нормативные документы 2023-2024 учебный год
Приказ от 19.10.2023 №1/2-72 ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга «О назначении ответственных и утверждении Плана тренировочных мероприятий по Функциональной грамотности»
План проведения тренировочных мероприятий по Функциональной грамотности в ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга
Нормативные документы 2022-2023 учебный год
Распоряжение №1936-р от 03.10.22 года Комитате по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»
Приказ от 30.01.2023 №1/2-217 ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга «О назначении ответственных и утверждении Плана тренировочных мероприятий по Функциональной грамотности»
План проведения тренировочных мероприятий по Функциональной грамотности в ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга
Нормативные документы 2021-2022 учебный год
Распоряжение №2598-р от 15.09.21 года Комитате по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
Приказ №162 от 25.10.2021г. ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Пушкинского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
Приказ от 19.10.2021 №1/2-75-1 ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся»
План мероприятий ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
Приказ от 13.12.2021 №1/2-143 ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга «О назначении ответственных и утверждении Плана тренировочных мероприятий по Функциональной грамотности»
План проведения тренировочных мероприятий по Функциональной грамотности в ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга
Презентация «Функциональная грамотность»
Выступление «Функциональная грамотность» (докладчик зам.директора по УВР Макаренко И.А.)
Распоряжение №3197-р от 01.12.2021 «О внесении изменений в Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.21 года №2598-р»
Распоряжение от 07.02.2022 №47-р Администрации Пушкинского района «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Пушкинского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
Приказ от 14.02.2022 №1/2-207 «О внесении изменений в План мероприятий направленных на формирование и оценку функциональной грамотности»
План мероприятий (корректировка), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности
Образовательные ресурсы
ФИПИ: Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
ФИОКО: Открытые задания PISA
Федеральный портал Академия Минпросвещения России
Единое содержание общего образования
АППО СПб: Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
- Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»
- Информация о научно-исследовательской и методической работе кафедры по данному направлению
Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11.
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)
- Формирование функциональной грамотности школьников.
- Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников
- Материалы лекций и мастер-классов по формированию функциональной грамотности